14 января (ст. ст. 1 января)
На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт. 17, 10 - 14; Лев. 12, 3). При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии (Лк. 1, 31 - 33; Лк. 2, 21). По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты). В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся (Кол. 2, 11 - 12). Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом (память 28 октября). Вместе с обрезанием, воспринятым Господом как знамение Завета Бога с людьми, Он получил и Имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира (Мф. 1, 21; Мк. 16, 17; Мк. 9, 38-39; Лк. 10, 17; Деян. 3, 6 Деян. 3, 16; Фил. 2, 9-10). Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и "обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым" (Кол. 2, 11). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.
Народные традиции (не церковные)
Народное название праздника - Васильев день. Отмечался не столько сам Васильев день, сколько его канун - Щедрый, или Васильев, вечер. Святой Василий Великий считался в народе покровителем свиней, поэтому 1 января (нов. ст. 14 января) назвали еще "свиным праздником", а "кесарийский" поросенок составлял главное угощение во вреия Васильева вечера. У зажиточных людей всю неделю от Рождества на столе стояла свиная голова. Во многих местах утром 1 января по ст. ст. по домам ходили дети, посыпали пол зерном и говорили: "Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!". По поверью это должно было принести благополучие и богатый урожай в наступившем году.
Наступление нового года 1 января в России начали праздновать с 1700 г. Указом Петра I от 19 декабря 1699 (7208 г.) предписывалось вслед за 31 декабря 7208 г. от "сотворения мира" считать 1 января 1700 г. "от Рождества Христова" (по христианским представлениям Иисус родился через 5508 лет после сотворения мира). Указом от 20 декабря 1699 г. был установлен и порядок празднования Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января.
До принятия на Руси христианства год начинался весной. Вместе с христианством был усвоен из Византии и принятый там юлианский календарь, но в Византии год начинался 1 сентября, а на Руси до конца XV в. Сосуществовали весенние (мартовские) и осенние (сентябрьские) начала годов. В сентябре 1492 г. первый церковный собор, созванный в Москве, принял решение об окончательном перенесении Нового года с 1 марта на 1 сентября.