Праздник Св. Троицы называется Пятидесятницею потому, что сошествие Св. Духа на Апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: - и в славу Пресвятой Троицы, и в славу Пресвятого Духа, видимо сошедшего на Апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с человеками.
Первый день Пятидесятницы, т. е. воскресение, Церковь посвящает преимущественно в славу Пресвятой Троицы; и этот день в народе называется Троицыным днем, а второй, т. е. понедельник - во славу Духа Пресвятого, отчего и называется Духовым днем.
Празднование Святому Духу Церковь начинает, по обыкновению, вечерним Богослужением в Троицын день. На сем Богослужении с коленопреклонением читаются три умилительные молитвы Василия Великого, в которых мы исповедуем грехи наши пред Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашиваем помилования; просим также Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа, в просвещение и утверждено душ наших, и, наконец, молимся об усопших отцах и братьях наших, да упокоит их Господь в месте светле, злачне и покойне.
Празднование Святому Духу Церковь начинает, по обыкновению, вечерним Богослужением в Троицын день. На сем Богослужении с коленопреклонением читаются три умилительные молитвы Василия Великого, в которых мы исповедуем грехи наши пред Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашиваем помилования; просим также Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа, в просвещение и утверждено душ наших, и, наконец, молимся об усопших отцах и братьях наших, да упокоит их Господь в месте светле, злачне и покойне.
Вся служба в день Пятидесятницы есть раскрытие смысла песнопения в честь Святой Троицы: "Видехом свет истинный, прияхом Духа небесного, обретохом веру истинную, нераздельней Троицу покланяемся; табо нас спасла есть".
Народные традиции (не церковные)
В Праздник Пятидесятницы принято украшать храм и свои жилища древесными ветвями и цветами, и самим стоять в храме с цветами в руках. Украшение храмов и жилищ в этот день зеленью и цветами бывает, во-первых, исповеданием зиждительной силы Животворящего Духа; а во-вторых, - должным посвящением Ему начатков весны. Этот обычай соблюдался людьми еще в ветхозаветной церкви. Тогда в день Пятидесятницы синагоги и дома были украшены ветвями деревьев, травой и цветами. Так, вероятно, была украшена и горница, в которой Дух Святой сошел на апостолов. С того времени и христиане украшают храмы и дома древесными ветвями и цветами. Зелень обновляющейся весны символизирует обновление людей силою сошедшего Святого Духа и выражает веру в воскресение мертвых, поминаемых в этот день.
К Троице, как и к другим весенним праздникам (Пасха, Радуница), было приручено поминовение усопших. В это время несли на кладбище венки и березовые ветки, ели и выпивали прямо на могиле или возле нее, от горьких воспоминаний постепенно переходили к веселью.